Еще в прошлом году я побеседовала с Анной Овечкиной специалистом и психологом Детского инклюзивного центра «Вместе весело шагать» о том, что считать нормой, а что нет в речевом развитии ребенка. А так же о том, как привить любовь к чтению книг с детства.
Сейчас, когда вокруг очень много информации многие мамы не понимают, когда начинать паниковать. Что является номой, а что нет и когда нужно уже обращаться к специалистам за диагностикой?
Есть определённые общие для всех детей , конечно, бывают особенности, ну тогда вам об этом скажут врачи.
Первый год ребёнка — это владение двигательными рефлексами , поэтому основное для ребёнка — это движение. Мы овладеваем прямохождением до года, то есть если ребёнок должен до 7 месяцев начать ползти, по-хорошему, а если он не начал ползти, то значит, что он решил сначала освоить прямохождение. В этом нет ни чего плохого просто нужно следить, а осваивает ли он что-нибудь, потому что если ребёнок ничего не осваивает, то надо идти к врачу и искать почему.
То, что касается речевого развития, то до года должно появиться два обозначения. Обозначения- это не обязательно слово. Это может быть слог , то есть «Ма» , «Па» и т.д. этого достаточно и мы спокойны до двух лет.
Дальше мы так же будем ориентироваться на этапы, которые мы разобьем по возрасту.
С двух лет начинается формирование и расширение активного словаря, то есть ребёнок начинает использовать: глаголы и, естественно, просьбы, высказывания. Вот если он этого не делает, то надо пугаться. То есть если изначально у него были первые локализации до года, то они могли быть не обращены к людям. Если к двум годам обращённых к людям локализаций нет, то вот тут идёт проблема, когда он не понимает обращённую вещь. Например, ребёнка мы зовём, а ребёнок смотрит и не понимает, что мы от него хотим. Это второй этап и мы должны понимать: нет ли у него нарушения слуха? Если ребёнок к двум годам не реагирует на обращение к нему, то это скорее всего повреждение слуха и тут надо бить тревогу и волноваться. Если всего этого нет, то идём на следующий этап.
Если у ребенка к трем годам речь не появляется, речь уже в нашем понимании, когда ребёнок сообщает: я, мне, дай мне это. Тут двух слов уже не достаточно, а нужно хотя бы десять – пятнадцать. Соответственно, если двухсложные слова не появляются. Там: «Ма» должно замениться на «Мама». А слова должны уже быть похожи на привычные для нас. А родители при общении с ребенком в этом возрасте должны переставать использовать простые слова и лучше использовать «взрослые» слова. Еще можно начинать уже давать всем имена.
Опять же, если где-то к 4 годам не появляются фразовые предложение по типу: «дай мне это…», то тут снова надо идти к специалисту. С 4 до 6 должны поменяться все зубы. Но опять же не стоит волноваться, если у ребенка нет пары звуков, а стоит волноваться, если у ребенка нет половины звуков.
А если маленький ребёнок, например в 1.5 года, не показывает на картинках или игрушках глазки, ушки, то что это может значить?
Могу предположить, что скорее всего его этому не учили.
А если родителю кажется, что ребенок понимает, но не делает то, что его просят?
Такое бывает чаще всего у мальчиков. Мальчики более целесообразны. Бывает такое что маме кажется, что ребёнок не показывает , а он показывает. Если вам кажется что что-то не так — сходите к специалисту, он, как минимум, успокоит вас, что с вашим ребёнком всё в порядке и что волноваться не стоит.
А если ребёнок начал звуки издавать, а участковый педиатр или специалист говорит, что в 2 года должно быть 20 слов. Правы ли они?
Тут речь не о том что ребенок не говорит в два года. Вот есть такое убеждение (таким обычно папы грешат): «Вот что вы к нему пристали, будет ему 3 года и он сам заговорит».
Как вы это представили? Вот ребенок не говорит совсем, а вдруг взял и в момент заговорил? Ребенок должен изучать новые слова при помощи родителей, а если он этого не делает, то стоит волноваться о том, почему он этого не делает. Может слух плохой? Причин много. Например, может вообще родители с ним мало играют?
А в каком возрасте и как ребенка лучше приучать к чтению?
Чтение — это ритуал . Вы знаете, что сегодня ничего не читали и проводите ритуал: купаете его, потом кладёте в кроватку и читаете. Но, для начала, это должно быть короткое произведение, а еще оно должно быть повторяемое.
А еще ребенок должен видеть пример родителей. Если родители сами не читают, то и ребенок вряд ли будет заинтересован в чтении.